Путь Сантьяго. Край Земли

Поклонившись мощам Апостола, многие паломники отправляются дальше, чтобы дойти до Атлантики и посетить еще два святых места: Мусию и Финистьеру.

6 августа

На последнюю часть пути мы решили разделиться. Лена поехала в Порто отдыхать после трудов Камино, а я получил возможность прочувствовать Путь во всей его красе, проехав по пешеходным тропам относительно налегке.

Утро выдалось тяжелым. Подъем в половину пятого утра, чтобы посадить Лену на утренний поезд в Порто – увы, других утренних вариантов нет – дался мне достаточно тяжело, даже не смотря на то, что мне удалось еще два часа доспать утром. Пока я выбирался из постели, пока завтракал да пока делал оставшиеся дела в Сантьяго, пока посетил два музея, которые хотел посетить, а в понедельник они не работают, был уже час дня. Погода радовала лишь прохладой, а пока я рассматривал музеи, прошел ливень. К счастью, погода была переменчивой, и в промежутках между ливнями ярко светило солнце.

В направлении Финистьерры Путь очень быстро выходит из города и круто взбирается по каменистой дороге на гору, с которой обычно открывается чудесный вид на собор. Сегодня собор терялся в пелене дождя и вид не производил обычного впечатления. За Сантьяго продолжаются чудесные эвкалиптовые леса, которые встретили нас перед городом. Тут дорога практически не выходит в города, более того, она практически не бывает асфальтовой, старательно обходя все автомобильные дороги. Ехать откровенно говоря очень тяжело, взлеты крутые, спуски каменистые, часто дорога камениста, хотя за редкими местами проехать можно везде. Леса и вкусный воздух компенсируют все сложности – редко когда попадешь в такой лес, с убегающими вверх светлыми прямыми стволами и густым папоротником. Видовых мест в лесу не очень много, но изредка открывались прогалины, в которых можно было увидеть соседние холмы.

Интересностей на пути мало, их почти что и нет, если не считать милых поселков с иногда старинными домами, в которые порой заходит дорога. В каждом поселке, однако, непременно есть старая церковь, почему-то всегда закрытая. В поселке Пуэнте Масейра, однако, есть длинный готический мост через красивую реку, на которой построен порог. Над мостом каменные нависают дома городка, всё вместе выглядит очень красиво. Когда я проезжал этот городок, как раз выглянуло яркое солнышко, поэтому я с удовольствием провел тут несколько приятных минут. Городок Негрейра за мостом практически ничем не примечателен, кроме куска восстановленной крепости, Камино проходит аккурат через неё. Сегодня в городе был праздник, многие люди пришли на праздник одетые в средневековые одежды, потому толпа выглядела очень пестро и необычно. Интересно, что в Испании средневековые реконструкции получают все большую популярность, поэтому у каждой уважающей себя семьи найдется в сундуке комплект средневековой одежды. Над городом есть небольшая тихая церквушка, с которой открывается чудесный вид на Негрейру и на окрестности.

За Негрейрой пейзаж меняется мало, дорога продолжает много набирать. Порой кажется, что дальше уже некуда – а после поворота дороги подъем снова продолжается, до неба. Дорога обходит самую высокую точку Галисии гору Аро, а с перевала можно насладиться видом Галисии и водохранилищем Фервенза, окруженного горами. Я забыл купить хлеба в Сантьяго, умудрился проехать мимо супермаркета в Негрейре, и собирался уже остаться без ужина, но внезапно где-то перед перевалом в маленьком городке нашелся хлебный магазин, где добрая тетушка старательно завернула мне в бумагу ароматный багет и кусок галисийского пирога, который я съел в сгущающихся сумерках на перевале.

Прибыв в селение Оливейроа, я обнаружил полностью заполненные альберги. Вместе со встреченным по дороге мексиканцем мы договорились спать в одном из них на полу. Мексиканец, однако, перебрался спать на лавку в кухню, а я остался ночевать вместе с велосипедом в предбаннике хостела, похожем на конюшню, вспоминая добрые времена, когда небогатые рыцари ночевали вместе со своими лошадьми, не имея денег на койку в постоялом дворе.

7 августа

Мексиканец уехал еще по темноте. Он и вчера проехал больше сотни километров, а сегодня должен был проехать до Финистреры и вернуться в Сантьяго, чтобы успеть на самолет. Я же поехал неспешно в Мусию. Погода испортилась окончательно, дождь лил практически не переставая, постепенно превратившись в ливень. Пейзажи тут стали суровее, а горы каменистее. Серость же вокруг еще добавила пейзажу какой-то безжизненности. Достаточно скоро я доехал до городка Оспитал, где тропа расходится. Правая идет в Мусию, а левая в Финистьерру. Практически все паломники повернули налево, на дороге в Мусию я практически никого не встретил.

За десять километров до Мусии меня привлекла надпись “Монастырь 12-го века”. Завернув туда, я увидел монаха, куда-то ведущего новоприбывших пилигримов. Оказалось однако, что здание монастыря сейчас освоено неким коллективом, которые его реставрируют и содержат тут небольшой альберг, а именно сегодня у них был день реконструкции, поэтому все живущие тут нарядились в средневековые одежды, в том числе и “монах”. Мне провели подробную экскурсию по альбергу показали все комнаты, пятый по длине амбар в Галисии (25 метров, сейчас приспособлен под спальню), экологические грядки, сад и черного кота. Проекту уже два года, чуть больше информации можно найти здесь: http://auroradeloscaminos.org.

Просидев в зале старого монастыря более часа и прокурившись изрядно дымом очага, я отправился дальше. Атлантика открывается внезапно. Крутой взлет, крутой спуск, сначала чувствуешь запах соли, потом за туманом видишь не очередной холм, а ровную поверхность бухты. До Мусии еще почти десять километров, которые дорога идет вдоль берега, тем не менее взбираясь на один высокий холм. Тут очень популярна езда на лошадях. Разбитая копытами и усеянная навозом дорога доставляет много радости. А особенно я был рад, когда на узкой тропинке узрел всадника, галопом вылетевшего на меня из-за поворота, я еле успел забиться вместе с байком в щель между кустами. 

Сама Мусия – старый рыбацкий городок с новыми разноцветными домиками. Вокруг сильно изрезанная бухта, суровый каменистый берег. За городком на мысе находится собственно место паломничества: Церковь Марии на Корабле. По преданию, Дева Мария явилась тут Якову на каменном корабле. Характерные камни считаются обломками того самого корабля. Хотя святым место было задолго до прихода сюда христиан, кельты тоже считали эти камни волшебными. Например, через какой-то из них надо перелезть девять раз, чтобы избавиться от болезней почек.

В Мусии дождь накрыл меня окончательно, стеной и ведром. Я закутался в пончо и целый час просидел под ливнем, смотря, как серые струи хлещут и без того гладкий камень и как зеленые волны шумят, разбиваясь о скалы. Целый час я был на мысе один, целый час это суровое место принадлежало лишь мне. Через час дождь закончился, к мысу тут же подъехало два автобуса с шумными испанскими туристами. Они были очень дружелюбны, однако медитация закончилась. Глянув на часы, я понял, что мне и так пора ехать, и поблагодарив судьбу за этот чудесный дождливый час, поехал в Финестьерру, полюбовавшись на прощание разноцветными домиками Мусии в свете солнца и окунувшись в холодную Атлантику на одном из песчаных пляжей за городком.

Дорога в Финистьерру сначала поднимается на перевал, с которого открывается чудесный вид на большой кусок прибрежных гор. Потом следует долгий спуск по каменистой дороге, плавно переходящий в постоянные подъемы и спуски по холмам. На очередном холме я понял, что грунтовых подъемов мне явно хватит на два месяца вперед, и поехал по асфальтовым дорогам. Вечернее солнышко ласково освещало невысокие холмы вокруг, иногда открывались виды океана, ехать было чудесно, и не смотря на усталость, я достаточно быстро доехал до Финистьерры. От города до маяка и собственно конца земли – так переводится это название – еще четыре километра подъема. По пути мне удалось как раз после службы зайти в церковь Святой Марии, куда по обычаю заходят все паломники. На маяк я приехал аккурат чтобы встретить двух поляков-велосипедистов и провести солнце за море. С поляками мы договорились спать неподалеку от маяка, там были места для палаток. Поляки до вечера катили в город на праздник, а я, не имея уже желания куда либо катить, нашел памятник стоптанному ботинку и уселся смотреть на лунную дорожку, темнеющую атлантику, зажигающиеся огни городков на противоположной троне бухты и на небо.

Камино завершен, теперь окончательно, дальше идти некуда. Впереди возвращение домой и новая старая жизнь. Самое время сесть и  просто ничего не делать. Не дождавшись поляков, я облюбовал себе место под крышей закрытого бара, расстелил спальник, и заснул под далекие звуки прибоя внизу.

8 августа

Как оказалось утром, поляки загуляли далеко за полночь, но все же приехали спать к маяку. Мы вместе позавтракали, обменялись адресами и разъехались. Они поехали через Мусию в Сантьяго на велосипедах, а я спустился в Финистьеру и сел на автобус. Трасса долгое время идет вдоль берега, открывая чудесные виды на океан, рыбацкие деревушки, Финистьеру и прибрежные скалистые горы. Два часа пути – и я снова в Сантьяго. Впереди день отдыха и путь домой. На этом, наверное, можно и закончить историю нашего Камино, Пути. Что я с радостью и делаю – ведь если этот путь подошел к концу, значит впереди открывается новый.