14 автуста
Ранний утренний выезд – и вот мы уже сидим в поезде в Бордо. Вагон был практический пустой, и мы заняли одно из четырех купе со столиками. Возле каждой пары сидений была еще и розетка, что позволило нам зарядить всю электронику, написать записи за несколько предыдущих днейЮ обработать фотографии, почитать книги и другим образом занять свой досуг. Милые девушки-контролеры несколько раз прощебетали мимо нас, но билеты та к и не проверили. За окном появились поля подсолнухов, а суровые каменные дома Бретани уступили место южным крышам с оранжевой черепицей и гладким светлым стенам.
Бордо описывают как жемчужину юга Франции, один из самых красивых городов страны, столицу огромного винного региона, интересный и замечательный город. Читая путеводитель, мы даже жалели, что не останемся тут хотя бы на денек. Реальность оказалась несколько другой. Город с первых минут порадовал нас отсутствием лифтов, да что там, даже пандусов не было в узких переходах между платформами, хотя для больших станций это в Европе стандарт. В самом городе чрезвычайно раздолбаный асфальт и светофоры, настроенные так, что велосипедист непременно стоит на каждом из них. Везде чрезвычайно грязно, уже чуть в стороне от центра дома стары и напрасно ждут ремонта. На пути от вокзала в центр, если свернуть в боковую улицу, то попадаешь в Азию – сплошные восточные магазины и кебабы. Что самое неприятное, количество иммигрантов и молодежи, которых хочется сторониться, достаточно большое, чтобы в некоторых местах не чувствовать себя комфортною
Что касается архитектуры, то меня все время не покидало ощущение, что я во Львове. Те же элементы декора, похожий стиль, похожие цвета, только в целом немного побогаче и масштабы поболе. Наверное, есть в этом городе свой шарман, стиль-то тут точно свой, не похожий на то, что мы видели до этого, но мы как-то его не заметили. Ехали мы в центр за печатью в паспорт пилигрима, но центральный собор оказался наглухо закрыт, и все мои попытки найти в “офисной” зоне человека, ставящего печать, оказались безуспешны. Другие костелы тоже оказались почему-то закрыты. В общем, Бордо нас не принял, и мы, не сильно расстроенные, уехали.
Особенностью южного от Бордо направления является лес, в котором очень мало дорог, а в нашем направлении и вовсе одна, да и та важная. Попали мы на нее на конец рабочего дня, поэтому машин на ней было ну слишком много. И ко всему, пригороды мегаполиса тянулись, наверное, километров десять. Ехать в сплошном потоке машин два десятка километров очень утомительно, должен вам сказать. По пути увидели почту, и я на неё заглянул отправить открытки. Там среди прочего продавали марки “Французские места Пути Сантьяго” – вот уж совпадение!
В Аквитании в кемпингах снова закончилась бумага, хотя в остальном кемпинг чудесен. Особенно порадовал бодрый парень на ресепшене, который как-то мягко предложил говорить таки на французском, а когда нам удалось всё обговорить, он заметил: “ну вот видишь, как это просто!”. С учетом моих сегодняшних успехов на почте, где пришлось обсуждать достаточно сложные вопросы наклеивания почтовых марок, могу с удовлетворением отметить, что я наконец-то научился полноценно оперировать теми двумя десятки французских слов, которые выучил из аудиокурса.
15 августа
Насколько нам не понравилось Бордо, настолько же нам понравилось ехать по Аквитании вдоль побережья. Строго говоря, ехали мы вдоль побережья, но в километрах двадцати от него. Эта местность называется Большие Озера, и действительно, какое-то количество озер тут есть. Но самое важное то, что в этой прибрежной зоне нет ферм и полей. То ли почва тут недостаточно плодородная из-за песчаности, болотистости и близости моря, то ли по другой причине, но все семдесят километров вдоль дороги росли леса. Часть из них полноценная, часть, видимо, только высаженая. Семдесят километров просторов и лесов вещь для Европы редкая, непривычная. а от того притягивающая к себе. Едешь – а вокруг красота! Даже не смотря на трафик на дороге. Впрочем, в какой-то момент вдоль дороги появилась велодорожка, ехать по каторой было совсем сплошное удовольствие.
Первый городок, в который мы въехали, был Миос, замечательный своей португальской тусовкой. Единственный бар был в раннее время набит португальцами различных возрастов, едящими и пьющими вино. Мы, глазея на толпу, выпили по чашечке прекрасного эспрессо, купили в соседней буланжери багет и я занялся смазыванием цепей. Процедура сия привлекла местную ребятню, которая с интересом наблюдала за процессом, пока их молодой папа не начал на них цыкать. Я показал папе, что я не против зрителей, но операция уже заканчивалась, и больше развлекать зрителей нам было нечем.
Просто для полноты картины должен упомянуть, что буквально через пять минут после выезда из кемпинга нас накрыла огромная туча и начала поливать ливнем, вымочив в очередной раз до нитки. Хорошо хоть дождь оказался единственным, а дальше погода нас только радовала. Тем не менее, в Миос мы приехали мокрыми. Перед городком в придорожной канаве лежала туша огромного кабана и не существенно покореженый бампер. Жалко свинку, но даже страшно представить, что осталось от машины.
За Миосом мы встретили первого пилигрима. Дядька лет сорока пяти из шел Бордо. Он обогнал нас, пока мы обедали, а потом я остановился и немного расспросил, кто он и откуда. Тут же, в следующем за Миосом городке, мы увидели и первый указатель Пути Сантьяго, а потом они стали попадаться регулярно. В какой-то момент, правда, указатели указали на грунтовую дорогу вглубь леса, а мы продолжили наш путь по велодороге.
Городки тут отличаются от привычных нам северных. Там обычно есть пара улиц двух-этажных домов, образующих сплошную стену. Тут же все домики отдельно стоящие, как правило одноэтажные, за заборами, садами и цветами. Из леса въезжаешь в сад, а потом снова в лес. Начиная от первого большого озера, начинается рекреационная зона. Собственно, велодорожки – один из ее элементов. Вдоль дороги постоянно попадаются указатели на кемпинги и гостиницы. На озерах оборудованные пляжи и прочая инфраструктура. Вокруг куча отдыхающих и катающихся, хотя попадается и какое-то количество вело-путешественников.
Муниципальный кемпинг городка Мимизан окался огромным и на берегу озера, с сосновым бором и пляжем. Запах сосен чудесен, не менее чудесно ужинать на берегу под соснами. Туалетная бумага в кемпинге замечена не была, значит мы еще во Франции.
16 августа
В городке Мимизан мы попытались посетить развалины аббатства, но оказалось, что от аббатства осталась лишь колокольня, превращенная в музей, да и та закрыта. Зато рядом нашлась чудесная булочная и знак, отмечающий что до Сантьяго еще 1000 километров. В нескольких километрах к западу, как и во многих городах на этои побережье, находится пригород Мимизан-Пляж. Туда мы и направились за утренним кофе и океаном. Океан оказался солнечным и почти тихим, на невысоких волнах пытались становиться на доску серферы. Людей было еще немного, первые пляжники лениво выползали на набережную, кафе чистили столики и стекла, а магазины открыток и пляжных тапок, столько обычные всем приморским городам, распахивали свои двери в ожидании первых посетителей. Кофе в это солнечное утро оказался прекрасен, а поскольку в кафе был и Интернет, мы умудрились просидеть за столиком больше часа, пока не наступил полудень, а тут все же пора и ехать.
Дороги у нас сегодня было запланировано много, и вся она проходила по лесным велодорогам. Сначала ехалось по ровному, а потом начались и невысокие холмы. Леса тут сосновые и очень красивые, не смотря на то, что большинство из них высажены человеком. По обочинам дороги росло много ежевики, на солнце почему-то со вкусом шелковицы, которой мы до вдосталь – и не только мы! – лакомились на каждом привале. Сосны, однако, тут уже южные, с длинными иголками. Да и вообще, растительность значительно поменялась. В районе города Леон сосны вдруг сменились на странные деревья с пористой корой, обвитые мхом и лианами, с виду самые настоящие джунгли. Ну так и есть, тут небольшой национальный парк, в стороне от дороги, где гулять можно только пешком, но небольшая его часть преспокойно растет и вдоль дороги.
Под конец мы проехали через пляжный город Оссегор. Нас и до того слегка озадачило что многие велосипедисты не отвечают на приветствия, а теперь мы поняли причину. Большиснтво из них было отдыхающими, а в Осегноре мы увидели, что такое пляжный отдых. А это, состбвенно, пляж, кроме него набитый людьми кемпинг, набитые людьми рестораны, людные же улицы города и полные народу магазины пляжных тапок, открыток и прочих сувениров, без которых отдых на море немыслим. И пробки, представьте себе! И все сразу стало на свои места. Если приехать из Парижа, где тебе осточертели люди в метро и на улицах, отдыхать сюда, и попасть в толпу и пробки снова, то в общем-то радости от встречи мало. Люди в Оссегоре были агрессивны и не улыбались. Один проезд по улице отбил любую охоту смотреть город.
Под самый вечер мы приехали в заполненный кемпинг и чудом в последнюю минуту поймали мужика с рецепшена Он назвал нам цену, а следущих приехавших отправил дальше, мол, нет местов. Платили охраннику, он же показывал место. На первой полянке стать не получилось, с веранды домика напротив высунулся дядька и возмутился чем-то вроде “что это за бомжи с велосипедами? их палатка закроет мне чудесный вид на паркинг!”. Охранник пожал плечами и поселил нас на десять метров далее, сказав “ну вы велики-то пристегните”, что много говорит о месте вообще. Через полчаса приехали ребята из Британии, опоздавшие из-за пробки к закрытию рецепшена. Они бронировали но не оплатили место, которое заняли мы, поэтому мы разделили его на всех и чудесно провели вечер за чаем и разговорами.
В общем, радости в морских курортах мало. При всей моей любви к морю, никак не возьму в толк, зачем люди туда ездят в подобные места. Разве что детям там хорошо копаться в песке.
17 августа
Еще 25 километров все той же велодороги привели нас в город Байон, столицу французской страны басков. Город чудесно сохранил часть средневекового очарования и дома с разноцветными ставнями. Немного холмистый, не очень посещаемый туристами, если не считать фестиваля быков в начале августа, светлый и живописный, Байон нам очень понравился. В Баоне есть и набережная с этитми же домами, тоже очень красивая. А еще тут чувствуется близость Испании. То ли в этих самых ставнях на окнах, то ли в лицах, то ли в магазинах с вялеными окороками и колбасами Чоризо. Собор нам тоже очень понравился. Особенно обращают на себя внимание необычные яркие росписи архитектурных элеметов за алтарем. Это было очень популярно в средневековье, но многие такие росписи до наших дней не сохранились, чистый камень стал более популярен. В соборе мы получили печать в паспорт паломника и благословение от пастора в дорогу. Мы попали в собор сразу после воскресной службы, поэтому успели застать пастора в полном облачении и монахов. К собору примыкает небольшой готический монастырь, сегодня в его галерее была выставка-продаже искусства и ремесел. Также в городе есть британская крепость XI века, форт, музей басков и другие достопримечательности, однако мы вдосталь нагулялись по улицам за два часа, нас ждала дорога.
Из города вдоль реки ведет велодорога, на которой уже очень часто висят маркеры Сантьяго и указатели расстояния. Однако велодорожка через километров десять сливается с трассой. Для смелых индейцев типа нас трасса не выбор, поэтому мы попытались срезать часть страссы по локальным дорогам. Пиренеи мы увидели еще на подъезде к Байону, но за ним они начинаются, что называется, полноценно, и любая боковая дорога уводит круто вверх. Выбранная же мной дорога по карте вела вдоль реки, а шоссе забиралось на небольшой перевал. В долине оказался небольшой но красивый каньон, где под дорогой были остатки древней тропы, высеченной в скалах. Но потом мы таки вдосталь накрутились в гору по бортам долины, пока опять не выкатили на трассу. Ну а тут все легко – еще тридцать километров и мы в Сан Жан Пье де По, последнему городу Пути во Францией, первому городу Пути для ногих паломников.
Администация кемпинга оказалась закрыта, но нас позвали к себе на поляну немец Крис и француз Фабьен. Мы с радостью приняли приглашение, напоив их чаем. Сегодня же ко всему в городе заканчивался фестиваль. Мы с Фабьеном пошли в центр города на звуки музыки, однако застали только костюмированную процессию, закрывающую фестиваль. Девушки в белых платьях и мужчины в шкурах, рогатых масках и с огромными колоколами на спине, несли факелы и танцевали, разбрасывая фаера, забегая даже в рестораны. Большинство людей на улицах было одето в белую одежду с красными платками на шее, националный символ басков. Кстати, большинство надписей тут дублируются на баскском. Когда мы, наконец, добрались до сцены, оказалось, что концерт закончился – и мы отправились спать.