Через семь границ. Шварцвальд

Шварцвальд, черный лес, на поверку оказался не таким уж и черным. Среди гор, лесов, маленьких городков, озер и спрятанных в уютных долинах монастырей вполне можно провести не одну неделю, наслаждаясь пейзажами, тишиной, вкуснейшими фермерскими продуктами и, конечно же, шоколадным тортом с вишнями.

13 июля

Вело: 53 км, +1100м, 4 ч 45 мин

Рядом с Фрайбургом мы ночевали в вагончике у наших первых знакомых по сервису WarmShowers Элен и Джерльда. Много лет назад Элен, хозяйка, решила, что тратить огромные ресурсы на покупку дома не имеет смысла – и купила себе старый фургон у гастролировавшего в городе цирка. Со временем один вагончик превратился в небольшой уютный городок среди зелени полей и садов, и в нем с комфортом размещаются не только Элен и Джеральд, живущие здесь постоянно, но и их регулярно приезжающие родственники, а также проезжающие мимо путешественники. Есть тут фургон-спальня, оснащенный всем необходимым фургон-кухня, уютный гостевой фургон, фургон-душ-и-туалет и фургон-библиотека, с удобным креслом и невероятным количеством и разнообразием книг. Рядом стоят еще штук пять всевозможных фургонов для приезжающих друзей и родственников. Для погожих дней посреди городка организовано место для еды и барбекю. Не ошибусь, если скажу, что это одна из самых классных и гостеприимных вписок за все годы мои путешествия, и мы надеемся, что еще не раз вернемся сюда.

Фрайбург мы посещали уже во второй раз, но он более чем заслуживает такой чести. Не смотря на небольшой размер, город очень живой и разнообразный. В противовес туристическому Кольмару, то ли давшего жизнь мультику, то ли наоборот сошедшему с нарисованной картинки, Фрайбург очень даже настоящий, и кипит тут не толпа туристов, а собственная насыщенная жизнь. Хоть попали мы сюда в будний день, на улицах в центре было полно людей, трамваев и уличных музыкантов, магазины заполнены покупателями – а пустующих столиков в многочисленных кафе и вовсе не найти. На центральной площади города на зло понедельнику бушевала ярмарка. Мы с превеликим удовольствием на несколько часов окунулись в эту чудесную атмосферу и, конечно же, не могли обойти вниманием кафе “Schmidt”, знакомое нам с прошлого раза: в нем подают лучший в городе тот самый самый-самый настоящий Шварцвальдский торт.

Фрайбург как и многие немецкие города был сильно разрушен во время второй мировой войны, но в нем все равно сохранилось несколько оригинальных памятников позднего средневековья, включая башню-ворота с часами, в которую встроился макдональдс, миниатюрную ратушу и конечно же невероятной красоты кафедральный собор, украшенный статуями и всевозможными горгульями, чудом сохранившийся во время бомбардировок и многими искусствоведами считающийся одним из самых красивых готических соборов Европы. По любовно восстановленным улочкам города можно гулять довольно долго, а если добавить к ним зеленые парки, уютные спальные районы и окружающие город горы, то город можно смело относить к местам, где хочется остаться очень надолго. Кстати, вам будет наверняка интересно узнать, что одним из городов побратимов Фрайбурга является наш Львов.

Побродив по улицам, откушав торта и послушав зажигательные народные монгольские песни в одной из галерей, мы наконец-то сели на велосипеды и поехали покорять горы Шварцвальда. Указатели дороги, установленные на каждом шагу, вывели нас из города по спокойным улицам и привели в широкую долину, которая через десяток километров открыла нам за поворотом долгожданный вид на крутые горные склоны.

Шварцвальдские фермерские дома весьма оригинальны и представляют собой огромные строения все-в-одном. На первом этаже расположены различные хозяйственные помещения, в том числе и для содержания скота. А на втором и иногда третьем этаже находятся помещения жилые, все двери которых выходят на один общий длинный балкон, идущий по периметру здания. Все это покрывает огромная двускатная крыша с выдающимся далеко навесом над балконами, а сбоку иногда спускающаяся почти до земли. Все балконы картинно завешаны сельскохозяйственным реманентом, а окна – традиционными цветочными горшками, придающими домам очень пестрый и уютный вид. Многие дома уже не используются по прямому фермерскому назначению и превращены в гостиницы или гостевые дома, гастхофы, которые легко опознать по экстемальному количеству и разнообразию реманента на стенах и цветов на окнах.

Вскоре, полюбовавшись некоторым количеством горных видов и небольших селений, дорога начала резко подниматься гору и надолго скрылась в лесу. Длинный подъем скрашивала лишь густая земляника, произрастающая по обочинам дороги и полное отсутствие автомобилей. И действительно, автомобильное движение тут запрещено и отличная асфальтированная лесная дорога оказалась полностью отдана в распоряжение велосипедистам, коих тут было очень и очень много. Дорог в лесу тут целая сеть, и все обозначено не только на карте, но и множеством указателей. Многие дороги составляют части более длинных моршрутов, иногда на десятки и сотни километров. Такие дороги обычно имеют отдельные имена типа “Трансшварцвальд” и обозначены специальными логотипами. Велосипедный спорт в Германии весьма популярен: даже на этой крутой горной дороге велосипедистов мы встречали чуть ли каждый десять минут. Едущие обычно на легких шоссейных велосипедах, они уважительно смотрели на наш медленно ползущий груженый караван и исчезали за поворотом.

За упорную работу по подъему себя, рюкзаков, велосипедов и телеги с Аней на перевал высотой 1200 метров мы были награждены гамаками, развешанными прямо на седловине. Увы, хребет, который мы перевалили, весь зарос лесом до самого гребня, поэтому хоть какие виды открылись нам только через несколько километров спуска. Окончательно спуск привел на в небольшой город Титизее на берегу одноименного озера. Побережье озера представляет собой практически непрерывную зону отдыха с несколькими кемпингами и огромным количеством гостиниц с видом на озеро и без оного, ресторанов, кафе и прочих атрибутов, так необходимых для успешно проведенного уикенда, а то и целого отпуска.

Мы остановились в кемпинге Weiherhof. Нам повезло: не рецепшене сегодня работал парень из Украины, который очень нам обрадовался и указал на место у самой воды, которое мы сами бы не обнаружили в виду забитости кемпинга под самую завязку. Вода убаюкивающе плескалась у палатки, по ней иногда проплывала утиная семья, а на другом берегу озера раз в полчаса лес разрезал прожектор поезда и доносился далекий стук колес. Спать в таком месте одно сплошное удовольствие, скажу я вам!

14 июля

Вело: 49 км, 3 ч 15 мин

После сложного дня утро было томным и ленивым. В прохладные ранние часы семейные и одинокие утки на озере совершают плановый обплыв кемпингов и собирают с туристов дань. За утро мимо нас по два-три раза проплыли несколько выводков утят совершенно разных возрастов, от только что вылупившихся смешных шариков серого пуха до почти взрослых оперенных юнцов, активно дерущихся за куски французского багета между собой и с сопровождающей их матерью. Мать, впрочем, тоже активно давала молодежи по шее, отбирая лакомые кусочки. Купленный накануне багет был достаточно большим, чтобы втереться к ним в доверие настолько, чтобы утки пару раз взяли добычу у меня из руки.

Городок Титизее – это обычный туристический городок на берегу озера, с прокатом лодок, видовыми кафе и сувенирными лавками на набережной, а за ними на несколько кварталов стоят виллы-отели. Ближайший городок покрупнее называется Титизее-Ньюфштадт, в нем есть даже несколько больших супермаркетов. Наш путь сегодня лежал через низкую часть Шварцвальдских гор, меж живописных холмов и огромных полян, коров и традиционных домов все-в-одном.

На одну из ферм у дороги нас пригласила вывеска “мороженное там”. Как такового магазина я не обнаружил, однако магазином оказался стоящий у стеночки обычный холодильник с весьма недорогим натуральным фермерским мороженным и коробка со щелью. Кидай деньги – и бери себе вкуснейшую коробочку! А мороженной оказалось действительно очень вкусным! У входа в огромный дом была устроена лавочка с подушками, так и звавшая присесть и насладится тенью, мороженным и пасторальным пейзажем вокруг. Пока мы занимались этим охлаждающим занятием, подъехала машина и вышедшая из нее женщина поставила пустую бутылку в шкафчик с протекающей под ним водой. Оказалось, что в шкафчике вместо дна течет ключевая вода, в которой стоит фермерское молоко, продающеея по той же системе: клади денюжку и бери. Отдельная полочка предназначалась для пустых бутылок. Уже вечером наш хост рассказал, что его отец фермер таким образом продавал подсолнухи – и это был самый прибыльный бизнес с фермы, позволявший заработать с поля 10 на 10 метров более тысячи евро в сезон. Секрет был прост: многие бабушки и добрые соседи кидали денег в коробочку даже больше, чем надо было, просто по причине отсутствия мелких денег и нежелания ждать сдачу.

Еще в одном месте мы зашли в кафе в придорожном отеле и остались там пить кофе, увидев в витрине домашний шварцвальдский торт. Торт и капучино в очень красивых чашках и тарелочках нам вынесли на веранду, с которой открывался вид на горы. В прихожей отеля обнаружилась также интересная коллекция старинных часов, некоторые вполне себе показывали время в разных городах мира, и небольшая витрина с железными дорогами.

Живописные дороги через уютные маленькие городки к вечеру привели нас в город Донаушенген, где расположен исток Дуная. На самом деле, исток реки находится не в Донаушенгене, но какой-то древний принц решил, что Дунай начинается вон в том колодце в его владениях. Колодец облагородили и понастроили вокруг статуй для солидности, разбили вокруг большой и красивый парк. В общем, всем выгода: принцу слава и честь, целый Дунай в его палисаднике – а простым людям парк да престиж родному городку. Географически же Дунай действительно начинается в этом городке, однако его начало – это отнюдь не колодец, а место слияния двух ручьев, Брег (Breg) и Бригах (Brigach), которые начинаются довольно далеко отсюда в горах. Колодец оказался закрыт на ремонт, а в самом городке смотреть в общем-то не на что, так что мы просто огляделись по сторонам и поехали в гости.

15 июля

Вело: 79 км, 7 ч

Донаушенген – это милый небольшой городок с небольшим количеством достопримечательностей. Отдельного упоминания стоит небесно-голубая ратуша в стиле классицизма, перед которой стоит замысловатый фонтан, посвященный музыке. Рядом находятся несколько типичных немецких домов XVIII века, изображение которых можно найти на многих городских открытках. От них идет длинная улица Карлштрассе, на которой находятся несколько чудесных кафе и супермаркет. Улица упирается в собор, в котором и находится колодец-исток Дуная. Если повернуть на право и спустится по улице вниз, то выйдем на небольшую площадь, застроенную фахверковыми домами. Осталось перейти через мост и повернуть налево: огромный тенистый и тихий парк с озерами и лебедями завершает список достопримечательностей города. В парке десять минут чистой радости нам доставила мама-лебедь, занявшая со своими детьми единственную дорожку вдоль канала. Королевская гордость не позволяла мадам прилечь где-то в сторонке, поэтому каждые две минуты ей приходилось шипеть и растопыривать крылья на каждого прохожего, желающего прокрасться ее территорией по своим презренным делам.

Слияние рек, дающих начало Дунаю, находится на окраине Донаушенгена. Здесь также разбит небольшой парк, а прямо на мысе между Брегом и Бригахом стоит статуя Ирме и Максу Эгон, последним владельцам замка с колодцем. Мистическое ощущение, которое испытываешь в месте начала самой мощной реки Европы портит трасса, мост которой перекинут через Дунай менее чем в сотне метров от его начала. Далее Дунай, всего в десяток или два метров шириной, но уже довольно быстрый, несет свои воды по широкой долине, в окружении полей, пологих холмов и городков. По этой же долине вслед за рекой поехали и мы, чтобы через пару десятков километров свернуть на юг. Однако и Дунай через несколько десятков километров временно исчезает под землю, просачиваясь через многочисленные карстовые щели.

После поворота на юг, мы довольно долго ехали по скучной дороге, окруженной лесом и медленно набирающей высоту. Дорога сия закончилась на перекрестке рядом с рестораном Hegaublick, с терассы которого открывается невероятный вид на огромную долину, плавно спускающуюся к Боденскому озеру и Констанцу. Вероятно, в отсутствии дымки над озером можно увидеть и вершины Альп, однако сегодня жаркий воздух над долиной и пыль не позволяли их разглядеть. Вдоволь накрутившись педалями на подъеме по пыльной дороге по жаре, мы не смогли устоять перед меню мороженного, которое предлагал ресторан, поэтому у нас появилось чудесное оправдание задержаться на веранде подольше.

Далее пусть наш лежал вниз, в к Боденскому озеру и в Констанц. Однако по дороге мы сделали небольшой крюк и заглянул в городок Аах (Aach), в котором не только находится небольшой средневековый городок на горе (в него мы решили не заглядывать, слишком устав на жаре, удовлетворившись видом снизу), но и Аахский ключ. Этот источник является самым мощным пресным источником в Европе, вода проистекает из него со скоростью восемь с половиной тонн в секунду. Но самое интересное – это то, что этот источник образуется водами Дуная, часть которых после исчезновения под землей, о чем я упоминал выше, протекает по подземным же путям под горами сюда, в соседний водораздел, участвую таким образом в формировании еще одной великой реки Европы – Рейна.

Сам ключ выглядит как небольшой грот на краю озера, в котором водоворотом появляется кристально чистая вода. О мощности источника можно судить по заметной скорости течения воды от истока и по колебаниям буйной подводной растительности на дне. Мое задуманное еще дома желание искупаться в этом ключе осуществить не удалось: ничего подходящего на купальню или пляж в Аахе не обнаружилось. Сверкать же своими белыми ляжками на виду у чинно жующих бифштексы немецких пенсионеров желания было мало, поэтому пришлось ограничиться омовением ног в невероятно холодной подземной воде. Поэтому некоторую зависть вызывал невероятных размеров гусь, отважно пустившийся в плаванье против течения и усиленно работавший лапами, чтобы не быть снесенным, но при этом ничуть не стеснявшийся всяких пенсионеров. Поддерживали гуся куры и петух, пришедшие на берег из соседнего дворика.

Из Ааха буквально за час мы наконец-то добрались до городка Радольфцель (Radolfzell), расположенного на берегу Боденского озера. Облегченно вздохнув, мы выехали на пирс и устроили обед с видом на яхты и воды озера. Солнце сменило жар на милостивое тепло, озеро принесло долгожданную прохладу и мы, наконец, смогли немного отдохнуть от жары. В Радольфцеле на каждом шагу можно увидеть вывески “Итальянское мороженное”, и они, как правило являются своего рода знаком качества. Мороженное в таких лавках по вкусовым свойствам приближается к тому, которое мы имели счастье есть в Тоскане, а именно тамошние мастера мороженного являются ориентиром для всех мороженщиков мира.

Последний запланированный сегодня кусок маршрута предположительно должен был проходить по берегу озера, лишенный холмистости, однако украшенный прекрасными видами, однако реальность оказалась несколько иной. Сразу за Радольфцелем вело-дорога отошла от берега, который из пляжа превратился в заросший камышом, и пошла рядом с шоссе. Все бы ничего, но шоссе провели по прибрежным холмам, и эти чудесные качели в конце дня отнюдь не добавили нам сил. К тому же указатели на дороге стоят не всегда очевидным образом, поэтому один раз мы даже смогли сбиться с пути. Отмотав таким образом еще двадцать километров, и таки увидев еще немного вечерних озерных видов, мы, наконец, прибыли в город Констанц (Konstanz).