Белые скалы – визитная карточка Нормандии, близнецы скал Дувра, навечно разделенные Ла-Маншем. Где ни стань – сверкающая на солнце гряда либо нависает совсем рядом, либо яркой ниткой тянется от горизонта до горизонта.
1 августа
Если видишь дите, идущее в магазин, оно идет туда за багетом.
(старая французкая примета)
Утром мимо палатки прошла косуля. Мы очень обрадовались этому, а еще больше обрадовались, что это был не кабан. Быстро собравшись, мы поехали дальше к Атлантике. Буквально через несколько километров мы оказались в Нормандии, что не преминули отметить обильным завтраком и чаем на перевале с видом на лежащую внизу долину. В суровой Нормандии сразу наступил август – поля стояли пожухшие, зелени стало меньше, хотя жара нисколько не уменьшилась. Хотя, впрочем, это для велосипедиста жара, а с точки зрения прогуливающегося пешехода погоды стояли чудесные, солнце только без облаков иногда чересчур активное. Мой французский наконец-то дорос до уровня, когда я смог попросить у местных жителей набрать нам воды. Тем не менее это не помогло мне убедить продавщицу в магазинчике набрать нам воды из крана, она все упорно пыталась продать нам минералки. Пришлось в назидание купить у нее огромный багет и жестоко разломать его надвое, потому что он никак не хотел умещаться в рюкзак, но не ехать же с ним как с копьем наперевес?
Практически все сельские церкви, встреченные нами на пути, оказывались закрыты. Однако сегодня нам повезло: в каком-то селении специально к нашему приезду церковь открыли. Судя по основательно затянутым паутиной скамьям, церковь эту не посещал уже никто со времен Столетней Войны, но это только добавило ей атмосферы старины и какой-то седой уважительной запущенности. Сквозь желтые окна проникал солнечный свет, под сводом щебетал залетный воробей, святые смотрели из своих ниш, в общем было светло и очень уютно в этой маленькой церкви. Сантьяго тоже осмотрел нас со своего места и, кажется, одобрил.
Городки и села по дороге так и продолжали оставаться фермерскими. На всех полях активно шла уборка урожая, по дорогам периодически ездили огромные трактора с сеном и даже целые комбайны, перекрывающие две полосы движения. Во многих таких селах можно найти классические французские усадьбы-шато, которые еще не замки, но уже и не просто дом, с газоном и высокими дверями, эркером и причудливой крышей. Обязательны также красивый забор и огромные ворота. Некоторые усадьбы ухоженные, некоторые полуразваленные. В Бельгии таких усадеб намного меньше, а в маленьких селах их и подавно не встретишь.
Проехали мы только один сравнительно большой городок — Лондиньере. В нем оказался даже кебаб, правда, закрытый. Именно в этом городке мы открыли для себя волшебную вывеску “Бар – Табак”, чему были несказанно рады, ибо под ней скрывались вожделенные точки выдачи ароматного густого кофе-эспресо. В закусочных-буланжери хозяева почему-то предпочитают не разоряться на хорошую кофе-машину или на хороший кофе, а вот место вечернего сбора местных жителей без такой обойтись не может. Сами заведения из себя представляют зал с длинной стойкой и несколькими столиками, и совмещают в себе множество функций: бар, кофейню, магазин прессы, магазин табака. По вечерам “Бар-Табак” наполняется шумными французами, которые галдят, курят, пьют вино и пиво и обсуждают последние события в мире и на соседнем огороде. По телевизору в этот время обязательно крутят актуальный спорт: велогонки, скачки, футбол или теннис. Если хотите ощутить вкус местной жизни — обязательно заглядывайте на огонек именно сюда, а не только в рестораны и туристические улочки.
Пользуясь остановкой, с помощью французского языка, разговорника и языка жестов мы закупили почтовые марки. В процессе покупки было выяснено, что Россия для почты Франции – это уже не Европа, в отличие от Украины, и марка туда нужна полноценно международная. По крайней мере в этом была уверенна почта Нормандии – в соседней провинции нам выдали совершенно другую информацию. Вот она, многогранная Франция-с!
Последняя часть пусти опять проходила по веломаршруту “Avenue Verte” (вот ссылка на официальную брошюру-путеводитель с картами и фотографиями) в долине реки. Широкая отдельная велодорожка вдали от автомобилей и с минимумом пешеходов позволяет насладиться пейзажами Нормандии. На специальных знаках через каждые 5 километров обозначены кольцевые маршруты по соседним холмам, видовые точки и места отдыха. 20 километров пролетели почти незаметно за разговорами – и вот мы почти в Диеппе, остановились на кемпинге города Мартигни. Кемпинг очень тихий и уютный, настолько, что почти к нашей палатке выбрались две нутрии и выводок утят. На завтра нам осталось проехать всего несколько километров до белых скал.
2 августа
Сегодняшний день бы назначен днем отдыха после недели кручения-верчения, чем мы до обеда и занимались в свете мягкого нормандского солнышка. Валялись как два тюленя на ковриках, ели, звонили родным, в общем делали все, что полагается делать на отдыхе. К часу дня мы таки собрались и выдвинулись смотреть Диепп, планируя найти ночлег где-то неподалеку за ним.
Вопреки ожиданиям, Диепп оказался весьма уютным приморским городом, обладающим всеми атрибутами, которые полагаются любому уважающему себя приморскому городу. Была тут и огромная гавань для яхт с красивой улицей вдоль нее. Были и крики чаек, и огромное количество приморских птиц на каждом шагу. Какое-то количество улочек с не очень изысканными, но образующими органичный ансамбль домами из грубого кирпича, как раз такими, из каких, кажется, и строили бы моряки и торговцы. Нашлось место и для огромного галечного пляжа с фритюрами, с обоих сторон обрамленного теми самыми белыми скалами, за которыми мы сюда и приехали. На южной скале примостился даже небольшой живописный замок.
На пляж мы выехали как раз в тот момент, когда начался сильный дождь. Сложно описать, а еще сложнее сфотографировать, насколько красивы громады скал, исчезающие в темной дымке непогоды. Увы, любоваться красотой чувствуя, как ливень хлещет за шиворот и заливает рюкзаки и кофры, а сильный ветер норовит унести вместе с великом, мы долго не смогли, поэтому спешно ретировались под ближайшую крышу в город, успев тем не менее насквозь промокнуть. Дождь в этот день поливал нас с завидной регулярностью, так что город мы так и не смогли посмотреть подробно, хотя очень старались.
Главный собор города построен в 15 веке и носит имя святого Иакова. Это одна из отправных точек Пути, тут ставят штампы в паспорта паломников. Увы, мы пришли достаточно поздно, офис был уже закрыт, поэтому штампы получить в этот день не удалось. Собор очень красив снаружи. Готический фасад по традиции несимметричен: с одной стороны к нефу пристроена высокая колокольня, а с другой стороны изящная почти невесомая арка. Внутри собор также производит сильное впечатление, интерьер на первый взгляд кажется очень простым, но тут и там взгляд постоянно задерживается на изящной отделке.
Дорога из города начинается длинным подъемом, который намекнул нам – горы только начинаются! За подъемом спуск к городку Поурвиль-сур-мер с чудесной видовой площадкой посередине. Судя по всему вот так и будет выглядеть наша дорога вдоль скал – километровый подъем на очередную гряду – спуск в городок, и так сотня километров нормандских красот, которые вполне компенсируют тяготы пути.
Увидев на карте городка кемпинги, мы сразу же в ближайший из них и поехали. А оставшееся до захода солнца время – погода наконец-то начала радовать – потратили на то, чтобы проехать еще семь километров до маяка д’Айли и с высоты скал взглянуть на море, в которое садиться солнце. Именно в это вечернее время, когда летнее солнце освещает их с северо-запада, скалы становятся действительно белыми, буквально горят линией от горизонта до горизонта.
Вечером наше чаепитие оживил француз Тибо, который за день проехал 230 километров из Парижа. На велосипеде. Он поставил свою палатку по соседству, а мы пригласили его на чай, проболтав почти до полуночи. На завтра решено было таки съездить в Диепп за печатями, так что ранний подъем откладывается, можно немного больше поспать.
3 июля
Утром по тенту палатки снова шуршал дождь, однако поваляться я себе не позволил: попрощался с Тибо, дописал дневник за предыдущий день и покатил в Диепп за печатями. Дождь то усиливался, то прекращался, успев, однако, промочить меня практически насквозь. Когда я попал в офис собора, с меня ручьями текла вода, поэтому милой тетушке пришлось даже помочь мне достать паспорта из файлика – я боялся намочить их мокрыми руками. Ее так впечатлил мой мокрый вид, что в дополнение к паспортам она проштамповала мне открытку с каменным ангелочком. Обзавевшись штампами, я наконец-то смог рассмотреть собор подробнее. Несколько раз его обошел, заглянул в алтари, посидел перед статуей святого Якова.
Через полчаса, когда я вышел из собора, дождь прекратился окончательно и в тучах появились голубые просветы. Воспользовавшись таким моментом, я прокатился еще немного по утренним улицам города, только оживающими воскресным утром, купил себе огромную булку и забравшись на смотровую площадку возле замка, с аппетитом ее умял, рассматривая залитые солнцем город и океан.
По дороге назад я увидел импровизированный рыбный рынок. Рано утром я видел рыбаков, вернувшихся с моря и перебирающих сети, а сейчас на их месте стоял стол со свежей рыбой, которую тут же на месте разделывали, отдавая покупателю.
Сегодня путь наш лежал вдоль побережья. Дорога сначала набирает вверх на плоскогорье, пробегает по лесам или полям, мимо вилл и ферм, а потом ныряет вниз, к очередному живописному приморскому городку с пляжем, домиками на зеленых склонах и скалами вокруг. И так каждый пять или десять километров.
Отъехав на всего пять километров мы обнаружили большой магазин с рукоделием и всякими милыми штуками. Он был настолько уютно и мило оформлен, что мы умудрились проторчать там целых полчаса просто рассматривая буквально тысячи мелочей, любовно разложенных на многочисленных полочках. Удивительно как простой на первый взгляд магазин висюлек может поднять настроение!
На одном из спусков мое внимание привлекла старая церковь. Оказалось, что это церковь святой Маргариты, построенная в 12-м веке на территории существовавшего уже сто лет к тому моменту аббатству. Аббатство не сохранилось, а вот церковь вполне дожила до наших дней, только обзавелась некоторыми элементами декора в 15-16 веках и новой крышей уже в 20-м. Алтарь и стены буквально впитали в себя это почти тысячелетие, в церкви оказалась совершенно особенная атмосфера. Одна из колонн церкви спиральная и покрыта ракушками, она посвящена святому Иакову.
19 августа 1942 года в этих местах была совершена первая попытка открыть Западный Фронт. Шесть тысяч человек, в основном канадцы, но также и англичане, французы и американцы, высадились в этих местах, провели успешную диверсионную операцию и убрались восвояси. Фронт, конечно, открыть они не смогли, но опыт этой вылазки был активно использован при планировании высадки союзных войск в Нормандии двумя годами позднее, поэтому тут это событие очень ценят. Практически в каждом городе есть памятные места, в которых висят четыре флага, также много улиц носят название “19 августа 1942”.
В местечке Соттенвиль-cур-мер мы выбрались на смотровую площадку на скалах, а оказались у лестницы, ведущей вниз. Когда-то тут вагонетками поднимали с берега строительный камень, а сейчас можно просто спуститься вниз к воде. Народу была уйма, да и вид отсюда был так себе. Однако тут мы встретили тетушку по имени Анне, которая ходила часть пути Сантьяго пешком. Начали они из Дьеппа и прошли 400 километров. Теперь планируют каждый год добавлять по чуть-чуть, пока не доберутся, наконец, до самого Компостеллы. Осталось им еще 1600 километров, а значит четыре выезда. Она сказала, что мы за все время первые люди, которых она встретила, которые едут по Пути тут, во Франции.
Синт-Валлери-ен-Коу оказался очень милым городком, буквально зажатым в узкой долине речки. Однако и скалы тут оказались очень красивы, и набережная отлично приспособлена для сидения и любования морем. А если выезжать из города по боковой трассе, как это сделали мы, то можно попасть в очень милый район разноцветных домиков. Через несколько за городом находится ядерная электростанция, с трассы можно увидеть даже реакторы.
Ночевать мы остановились в следующем городке, Веулетте-сур-мер, тоже очень уютном, со скалами и пляжем, даже с несколькими ресторанами на набережной. Всю радость нам подпортил местный кемпинг, менеджер которого оказался пораженным синдромом вахтера в терминальной стадии. Впрочем, мы приехали уже после закрытия ресепшена, так что возможно, если вы приедете сюда немного пораньше, вам не укажут принципиально на вытоптанное место на центральном проезде вместо пушистого зеленого газона в закоулке.
4 августа
Один из тех дней, когда в общем-то почти ничего и не происходит, кажется, что и писать не о чем. Встали, позавтракали, собрались и поехали. Ночь была достаточно холодной, и день тоже выдался не жарким, что нам только к лучшему. Дорога стала более гористой, овраги стали меньше, но зато они сами стали попадаться чаще.
Традиционно по дороге посещали церкви. В одном из поселков церковь оказалась местом проведения какого-то праздника: вся завешанная рыбацкими сетями и спасательными кругами, с несколькими плакатами и пианиной перед алтарем. В церквях стали появляться макеты судов. В одной из них я обнаружил целых три огромных метровых макета парусников. В другой церкови, посвященная святой Анне, небольшие макеты парусников и шлюпки висели под потолком. В этой же церкви мы обнаружили среди статуй святых Жанну д’Арк.
Так падая в долины и взбираясь на очередные горки, дорога вывела нас в город Фекамп. Дорога красиво спускается с горы, минуя смотровую площадку рядом с небольшой церковью. Почему-то все смотровые площадки в Нормандии устроены так, что с них толком ничего не видать: то ограда не пускает, то трава высокая, то коровы вид заслоняют. Тут то же самое: видать все отрывками между деревьев, зато есть ларек с сендвичами. Если же спуститься немного вниз, то с поворота дороги открывается отличный вид на город, гавань и скалы до самой Этреры. Есть даже каменная лавка, только машину не припарковать.
Когда-то давно в Фекампе было очень важное аббатство, которое было очень популярным местом паломничества до того, как построили Монт Сан Мишель, который перехватил инициативу. Потом аббатство потеряло значение, а в 19-м веке и вовсе было разрушено, осталась лишь церковь. Сейчас же главной достопримечательностью города является дворец бенедиктинцев, где находится спиртовой заводик, гонящий напиток богов Benedictine, или по простому – Бенедиктовку. Очень красивое здание построено в XIX веке в несколько эклектичном стиле, в котором смешалась готика, ренессанс и барокко. На производство можно попасть с экскурсией, есть и зал дегустаций. Мы на экскурсию не пошли, но пунктик себе на будущее оставили. За зданием находится вилла дирекции или мало чем это здание может быть, тоже очень красивая.
После какого-то количества поворотов педалей мы достигли нашей самой западной точке этой части побережья – Этреры. Это очень известное место, в котором белые скалы по краям бухты образуют несколько арок, которые в свое время активно рисовали импрессионисты, а теперь приезжает посмотреть несколько тысяч туристов в день. Сам городок местами очень красив, особенно стоит выделить здания с деревянными резными арками и балконами. Но присуща этому месту и обратная сторона популярности – множество туристических магазинов и ресторанов и вечная толкотня на улицах. Хотя на набережной толпа немного рассасывается, и там действительно красиво и хорошо. Фотографам сюда нужно приезжать минимум на целый день с ночевкой, потому что разные части арок освещаются по-разному в разное время дня. По размеченным тропам можно подняться к церкви на скале над пляжем, а также пройти десяток километров в обе стороны и осмотреть все арки, так как с плажа не видно и половины этих причудливых образований. Можно также купить экскурсию на каяке и проплыть на утлом суденышке под аркой.
Вдоволь насидевшись на набережной с кофе и налюбовавшись скалами, мы направили наши колеса на юг. Если перед Этрерой на побережье кемпинги и отели встречаются буквально каждые двести метров, то вглубь континента до первого кемпинга ехать почти пятнадцать километров. Кемпинг, однако, оказался домашним и гостеприимным, вполне оправдывая свое название “Милое Солнышко”. Не смотря на то, что мы приехали сильно позже закрытия офиса, нам нашли место на забитом до отказа кемпинге, оставили на зарядку мобильный телефон, посмеялись и подивились нашему путешествию и пожелали доброй ночи. Живем мы рядом с семьей диких кроликов, которые прыгают вокруг, смешно задирая хвостики. На ужин у нас – наконец-то – нормандский сыр и нормандский сидр. Жизнь прекрасна, что ни говори!