Сантьяго входит в тройку самых святых городов католического христианства на равне с Иерусалимом и Римом. В то же время это большой туристический центр, университетский город и активный центр провинции с богатой культурной и ночной жизнью.
3 авуста
Дорога от Самоса плавно спускается до городка Саррия. По обоим сторонам дороги расположились маленькие села, с традиционными каменными домами, крытыми плоскими кусками сланца. Саррию мы проскочили по дороге, заехав лишь съесть чудесной тортильи с не менее чудесным капучино. Центр города находится на холме, а мы, откровенно сказать, уже окончательно устали от старинных центров и прочих церквей. Так и ехали по шоссе. Погода сегодня выдалась свойственная Галисии: туманная, облачная и прохладная, от вчерашней жары не осталось и следа. Солнце пряталось где-то за тучами, весь день было сумрачно. Шоссе постоянно набирало и сбрасывало высоту, на 20-25 километров путеводитель указывает порядка 300-500 метров наборов-сбросов, что весьма немало.
После очереного большого набора и сброса к реке мы оказались у города Портомарин. Только тут мы осознали, насколько много людей идет от Саррии. Сотни! Мост в Портомарине длинный, метров сто, и по нему всё время идут люди. По одиночке и группами, с большими рюкзаками и с маленькими, старики и тенейджеры-скауты. Ощущение такое, что попал на какой-то большой праздник.
Сам Портомарин был когда-то весьма богатым городом, однако новое водохранилище затопило старый город. Две церкви его, Святого Педро и Святого Николая, были разобраны по камню и заново собраны на горе в новом городе, построенном в 60-х годах. Кроме церквей свотреть тут особо не на что, да и церкви оказались закрыты на какую-то уж совсем неприлично длинную сиесту. Так что мы отобедали бутербродами, выпили кофе и поехали далее.
Подъем от Портомарина проходит по трассе, однако через десяток километров Камино уходит на тихую боковую дорогу в селе Оспитал до Круз. Густые леса вперемешку с полями, старинные деревья, спрятанные в зелени домики и вьющаяся по холмам дорога безумно красивы, хочется, чтобы Путь такой не кончался. Однако через десять километров нам снова пришлось выехать на дорогу.
Следующий большой пункт с чудесным названием Палас де Рей, что переводится как дворец королей, встретил нас пыльными бетонными коробками, почти трущобами вдоль трассы. Оставаться тут никак не хотелось, даже не смотря на то, что чуть далее в боковых улицах стало много приятнее, а в альбергах и кафе тусил народ. После столпотворения в Портомарине сидеть в толпе никак не хотелось.
Через километров семь однко тьма начала сгущаться над нами и мы, свернув предварительно в неожиданно красивое село Леборейро и не найдя там альберга, нашли себе полянку в стороне от дорог и последнюю ночь перед Сантьяго мы провели в палатке. Луна освещала нам вино, сыр и чоризо, было тепло и уютно.
4 августа
Заполни печатями креденсиаль и получи отпущение грехов!
(реклама Камино)
Воистину, последние дни Камино воспитывают терпимость и смирение, важные христианские черты характера. Ибо когда мы приехали в Мелиде, мы просто ужаснулись количеству паломников тут. Конечно, большинство тут составляли паломники выходного дня, они которые предпочитают не здороваться с нами даже в ответ, но обвешиваются символикой Камино с ног до головы и штампуют свои паспорта чуть ли не в каждом придорожном кафе. Мы видели тетку с огромным крестом на шее и миниатюрным рюкзачком с ракушкой. А в паспортах этих людей, начавших Путь два дня назад, порой больше печатей, чем в наших, лично видел.
Настоящих паломников видно сразу. Они всегда отвечают на приветствие, они испытали на себе тяготы пути, однако лица их веселы, хотя ноги часто потерты и разбиты. Шагают они неспешно, а кроме раковины да рюкзака ничего и не говорит о том, что цель этого человека – Сантьяго. Они наслушаны историй, и может быть стали чуть мудрее. Путь – он ведь о том, чтобы прислушаться к себе и к другим людям. За два дня ты не успеваешь отделаться от привычного горокого гула в ушах, но через неделю, когда привычная суета действительно остается позади, более ничего не остается, как слушать. Какие-то японцы махали нам, едва завидев, метров за тридцать. Идут – хромают. Кто-то кричит через шумную дорогу, велосипедисты иногда подбадривают на подъемах. Завтра мы все вернемся к своим делам, но пока мы все же тут.
К слову сказать, в Мелиде готовят лучшие в Испании блюда из осьминогов, однако мы ограничились лучшим в Испании пирогом с тунцом. Сам городок начинается пыльными придорожными коробками, в которых, однкое, есть веьма приличные кафе. Однако старый город тут тоже есть, хоть и небольшой. От самой дальней церкви, через которую проходит Камино, открывается чудесный вид на город. Он нам так понравился, что мы, устроившись на лавочке, сварили макароны и чудесно позавтракали. За городом на Пути в стороне от трассы есть церковь Святой Марии с росписями тысячелетней давности и алтарем чуть ли не VIII века, тоже расписным.
Остановившись в одной церкви поставить штамп, невольно стал свидетелем забавной картины. Местный падре пригласил заскочивших за штампом девочек осмотреть церковь. Девочки начали было отнекиваться, однако святой отец настаивал, а потом строго сказал, что паломникам надо благословение, и чуть ли не пинками загнал девочек в церковь. Досталось и мне, хотя я церковь уже осмотрел. Отец кратко пояснил, кто из святых есть в храме, потом достал блокнотик и прочитал молитву по-английски. Девочки насилу унесли ноги, а я еще минут пять выслушивал мнение отца о Путине и русских, после того, как узнал, что я украинец. Отец, к счастю моему, говорил по-испански, и когда понял, что достояно ответить я ему не смогу, обратил свой взор к новой партии паломников, как раз подходившей к церкви.
Оазисом на Камино стали эвкалиптовые леса уже перед самым Сантьяго. Голые светлые стволы, уходящие вверх, обвитые лианами и каким-то мхом очень непривычны для европейца и красивы. А запах! Несколько километров эвкалипта! Лена даже умудрилась от восхищения уронить свой велосипед в реку, однако усилиями международного коллектива паломников удалось спасти вещи от намокания. Единственным недостатком лесов является близость аэропорта, постоянно гудящего самолетами.
Нельзя не упомянуть легендарное село Лаваколла, в одноименной реке которой паломники совершали омовение тел перед приходом в святой город. Неправильно интерпретировав галисийское название, писавший первое руководство паломника французский монах Аймерик Пико в XIII веке дословно перевел топоним Лаваколла как “помой свои яйца”, хотя на самом деле название означало “полный камней”.
После эвкалиптовых лесов дорога продолжает подниматься в гору, еще и еще, пока не выходит на гору Гозо с огромным и непонятным монументом пути. Теоретически отсюда должен открываться вид на Сантьяго, однако гора старательно засажена деревьями, поэтому увидеть с нее нельзя ровным счетом ничего. Эта гора фактически финальная точка паломничества. Остается только скатиться вниз в город, подивиться его размеру, пересечь два автобана и несколько новых кварталов, спуститься в самый-самый центр, выстоять час в очереди офисе пилигримов за сертификатом окончания паломничества, подняться вверх на окраину города в альберг и, вытянув уставшие ноги, наконец-то отдохнуть.
5 августа
Ну и, конечно, кадило хотим посмотреть…
(паломник)
Наше утро началось с завтрака, после которого мы отправились на воскресную службу для пилигримов. Служба проходит на испанском языке, и была бы весьма интересна, но поскольку му не знаем испанского, то порой было скучновато, хотя все очень торжественно и красиво. Под конец службы происходит самый важный перформанс Сантьяго – запуск кадила. Кадило весом шестьдесят килограммов, висит под потолком собора. В конце службы его зажигают и раскачивают над толпой, окуривая всех благовониями. Говорят, за историю собора кадило два раза отрывалось и к пущей радости присутствущих вылетало через окно на улицу. Запуск кадила столь крут и ожидаем, что прихожане вылазят ногами на лавки дабы снять шоу на свои айфончики. Даже на рок-концертах я не видел такого ажиотажа!
Собор Сантьяго очень старинный. Он был построен на месте, где стояла небольшая церковь, содержащая мощи апостола, в XII веке. Тогда это было простое романское здание. Однако с течением времени собор оброс огромным количеством башен, статуй и прочих украшений и надстроек. Сейчас это очень красивое здание, подробности которого можно рассматривать бесконечно. Внутри кроме всего находится статуя апостола, которую можно обнять. Мощи сохраняются в серебрянном ларце под статуей, вход к ним свободный. Перед ларцом есть лавка для молитв, однако люди почему-то предпочитают фотографировать ларец, а не обращаться к апостолу за прощением грехов. Увы, сейчас собор находится на реставрации, поэтому оценить его фасад в полном великолепии нельзя.
Сантьяго – большой город, я бы даже сказал, очень большой. Самый центр города – это историческая часть, занесенная в ЮНЕСКО. Ее форма повторяет форму поселения XII века, только здания уже не те. Увы, не сохранились с того времени и двенадцать святилищ апостолов, да и вообще мало что сохранилось – город жил и развивался, имея на это ресурсы от паломников. Тем не менее, улицы города очень красивы, а старинных церквей и зданий весьма много. Богат город и музеями, из которых я посетил два. Музей костела интерактивно показывает историю и этапы постройки собора. Есть в музее даже специальная компьютерная игра, в которой можно побродить паломником по средневековому городу и пообщаться с характерными персонажами. Увы, достать меч и кого-то замочить не выйдет, но тем не менее детализация поражает. Музей же пелигримов подробно рассказывает про историю паломничества к мощам Якова. Очень рекомендую к посещению оба музея.
В Сантьяго мы встретили множество людей, с которыми познакомились на Пути, что замечательно. Атмосфера в городе особая, и какие бы туристы не приезжали в город, все в нем крутится так или иначе вокруг паломничества – все сувениры и рестораны, все о нас, паломниках и о Пути.